Eng

Санкт-Петербург - 8 (812) 441-38-80
Москва - 8 (499) 922-88-96
Регионы - 8 (800) 775-23-57

info@lenreactiv.ru
Санкт-Петербург, 6-й Предпортовый проезд, дом 8, литера Ж
Главная/ Новости и акции/ Химия сейчас – стремительная наука!

Химия сейчас – стремительная наука!

Уже несколько десятилетий в первую субботу апреля преподавателями, выпускниками и студентами сначала Химического факультета, а ныне Института химии СПбГУ отмечается веселый и неформальный День Химика. В преддверие этого праздника наша компания пригласила в гости старшего преподавателя кафедры радиохимии СПбГУ, заместителя декана химического факультета СПбГУ по международным связям (с 1991 по 2012 годы) Евгения Калинина. Нам было интересно узнать, как сегодня организовано обучение будущих химиков, чем живут и чем интересуются нынешние студенты, о какой работе мечтают.

- Евгений Олегович, как давно вы работаете в сфере химического образования, чему обучаете будущих молодых специалистов?

- Я перешёл на преподавательскую работу в 1991 году. Сейчас преподаю «Ядерную химию», «Химические последствия ядерных превращений», «Радиоэкологию» и «Историю химии». Руковожу дипломными работами по радиохимии, а также по ядерной геохронологии и изотопной археологии.

- Расскажите немного об истории и настоящем дне Института химии, как он связан с СПбГУ, с какой целью Институт был выделен в отдельное учреждение?

- Первым заведующим кафедрой химии в Санкт-Петербургском университете в 1725 году был профессор из Восточной Пруссии М.Бюргер, которого пригласили на работу в Петербургскую Академию наук. Он прибыл в Петербург в мае 1725 года, но в августе того же года нелепо погиб, выпав в пьяном виде из экипажа. Так началась история отечественной химии…

На самом деле истинная история преподавания химии в СПбГУ (и история отечественной химии!) связана с именем М.В.Ломоносова, который был профессором химии в нашем университете, и усилиями которого была создана первая в России химическая лаборатория. В ней Ломоносов не только проводил исследовательские работы, но и преподавал студентам химию, и, кстати говоря, ввел для них при выпуске экспериментальные дипломные работы!

Не будет преувеличением сказать, что весь цвет российской химии XIX - середины XX веков был представлен в СПбГУ: А.А.Воскресенский, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, Н.А.Меншуткин, Д.П.Коновалов, А.Е.Фаворский, С.В.Лебедев, В.Н.Ипатьев, Л.А.Чугаев, В.Г.Хлопин, Б.П.Никольский, М.М.Шульц и многие другие.

Химический факультет, как самостоятельная структура университета был открыт в 1929 году, до этого химия преподавалась в рамках единого естественно-научного факультета – Физико-математического.

Недавно Химический факультет был преобразован в Институт химии. Это связано с тем, что помимо собственно преподавания химии, будет увеличиваться удельный вес научно-исследовательской работы: открытие новых исследовательских лабораторий, привлечение лучших научных кадров, увеличение финансирования и многое другое.

- Изменилось ли высшее химическое образование за последние годы?

- Не просто изменилось, а изменилось принципиально! Прежде всего в том, что мы перешли на болонскую систему европейского образования по формуле 4 (бакалавриат) + 2 (магистратура) года.

С одной стороны, базовые принципы и методы обучения остались прежними: лекции, семинары, практикумы, самостоятельные экспериментальные курсовые и дипломные работы. В то же время, достижения технического прогресса не могли не повлиять на процесс преподавания. Значительно выросли разнообразные мультимедийные возможности проведения лекций или практических работ. Студентам теперь доступна невероятно обширная база знаний – книги, видео лекций со всего мира, специализированные сайты… Особенно для тех студентов, кто способен понимать письменный английский.

Но, по правде говоря, толковые электронные учебники по нашим мудрёным химическим дисциплинам практически отсутствуют. Впрочем, на мой взгляд, это не такая большая проблема. Всё равно лучше лекций ничего человечество еще не придумало. Так, на своих лекциях я рассказываю о самых последних исследованиях буквально последнего года. Пока это дойдёт до варианта учебника, уйдет слишком много времени, а химия сейчас - стремительная наука!

- Что бы вы хотели изменить в российском высшем образовании в первую очередь, чего не хватает больше всего?

- Я бы хотел вернуть обстоятельность фундаментальность студенческих практикумов по самым важным отраслям химии: аналитическая химия, физическая химия, органический синтез. У студентов-бакалавров при 4-летнем периоде учёбы расписание настолько плотное, что практикумы превращаются просто в ознакомительные лабораторные работы.

- А изменились ли за последние 15-20 лет сами студенты? Кто сегодня приходит изучать химическую науку?

- Нет, студенты не изменились! Они не стали ни хуже, ни лучше. Молодежь так же, как и многие годы назад инициативна, заряжена не позитив и готова к трудностям будущей самостоятельной жизни. Большинство из них готово работать по специальности. Работодателям главное их вовремя «подхватить» в конце учёбы!

- Кстати, о работодателях! С ЗАО «ЛенРеактив» вас связывает давняя дружба, ваш голос встречает всех клиентов, позвонивших в компанию. Насколько, по вашему мнению, наша компания сегодня соответствует ожиданиям выпускников Института химии как потенциальный работодатель?

- ЗАО «ЛенРеактив», безусловно, сильная и конкурентоспособная компания. Недаром она занимает лидирующие позиции в Северо-Западном регионе России. Ещё мне очень нравится постоянная нацеленность «ЛенРеактива» на внедрение новых IT-технологий работы с клиентами, новых интернет-сервисов.    

Что касается интереса к вам, как к работодателю, то тут нужно учитывать такой важный момент: наши выпускники несколько лет ничего кроме научных лабораторий не видели, поэтому по окончании университета они в большей степени (пока!)  ориентированы на продолжение научной карьеры. И химическим компаниям, заинтересованным в притоке «свежей крови», в свою очередь, стоить продумывать – что предложить выпускникам, чем заинтересовать «юношей, обдумывающих житьё».

- Работа преподавателем – непростой труд. Как вам удается сохранять энергичность и оптимизм, каждый день с удовольствием идти на работу? 

- Метод простой и доступный всем - плавание на длинные дистанции! Ведь плавание – это и преодоление себя, и замечательная релаксация! Этим видом спорта я занимаюсь много лет и всем советую.

- Спасибо за подробные ответы! Желаем «на отлично» провести День Химика и всегда рады видеть вас и ваших выпускников!

 

Интервью подготовлено

отделом маркетинга и рекламы

ЗАО «ЛенРеактив»